1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
Проблема соотношения языка и общества – одна из коренных проблем языкознания. Всё, что создано человеком, невозможно было бы без языка. Язык не только способствует цивилизации, но отражает в себе жизнь народа, весь пройденный народом исторический путь, он становится своеобразным памятником культуры.
Язык возникает, существует и развивается, выполняя ряд важных функций. В различных лингвистических (и не только лингвистических) концепциях «списки» функций языка могут варьироваться, однако большинство из них включают:
коммуникативную функцию (как средство общения);
экспрессивную функцию (как средство выражения мыслей и чувств);
конструктивную/орудийную (как средство формирования и осуществления мышления);
когнитивную (как средство познания, основа познавательной деятельности);
аккумулятивную (накопление общественного опыта) и другие.
Эти функции выделяются учеными при моделировании процессов функционирования языка. В реальной жизни язык всегда живет (функционирует) во всем многообразии взаимодействующих функций.
Функционирование языка возможно только в коллективе его носителей. Рассмотреть функциональную сторону языка можно, лишь учитывая социальные факторы. Социальная обусловленность языка проявляется, прежде всего, в расширении объема социальных функций языка, разнообразии форм его существования, функциональных стилей языка. В культурной и языковой истории человечества огромное значение имело возникновение письма и письменности, формирование литературных языков. Языки становятся полифункциональными, сфера их социального употребления разнообразна, производственный, общественный, научный и культурный опыт народа передается от поколения к поколению, от народа к народу.
Непосредственно связь языка и общества можно обнаружить, исследуя словарный состав языка – образование, значение и употребление слов. Словарный состав языка отражает все изменения в обществе – появление новых явлений и понятий, утрату известных явлений и понятий.
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература