Этика речевого общения в профессиональной деятельности.
Этика – нормы поведения, мораль человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы».
Кроме того, нередко используются (и ниже также будут использованы) термины «этикет», «речевой этикет». Под этикетом понимается установленный порядок поведения, форм обхождения. Отсюда речевой этикет – это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.
Шесть принципов делового этикета:
· Делайте все вовремя (вовремя – в зависимости от менталитета данной страны)
· Не болтайте лишнего
· Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
· Думайте о других, а не только о себе
· Одевайтесь как положено
· Говорите и пишите хорошим языком
К этикетным формам общения относятся речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, приветствия, прощания и др. Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего. Соблюдение этики в данном случае происходит в виде адекватной речевой и/или чувственной ответной реакции. На уровне этикетных форм осуществляется и ритуальное общение. Под ритуальным общением понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения.
Требования этики к деловому общению:
· старайтесь избегать жаргонных словечек и оскорбительных выражений;
· умейте слушать других и показывать, что вам это интересно;
· говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи;
· правильно произносите имена собственные;
· все служебные тайны храните при себе;
· будьте весьма осторожны с той или иной информацией, которую могут услышать
· сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров, особенно если беседа носит личный характер.
- Роль речевой коммуникации в «контактной зоне».
- Понятие о языке и стиле речи.
- Основные виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание и устная речь.
- Техника речи.
- Речевые тактики общения при оказании социально-культурных услуг.
- Пути достижения согласия в речевой коммуникации.
- Этика и психология речевого поведения.
- Виды и формы речевой коммуникации.
- Уровни общения.
- Этикетные формулы русской речи. Технологии речевого манипулятивного воздействия.
- Преобразование и подача информации в коммуникациях разной целевой направленности.
- Семиотика и прагматика коммуникаций.
- Значение феномена речевой коммуникации в профессиональной деятельности.
- Языковая личность и коммуникативная компетентность.
- Понятие о речевой ситуации.
- Коммуникативные сбои и неудачи в процессе общения.
- Этика речевого общения в профессиональной деятельности.
- Диагностика конфликта в коммуникативных условиях.
- Коммуникация как средство разрешения конфликта.
- Формирование рефлексивности в коммуникативной деятельности.
- Коммуникативные качества речи: уместность речи.
- Коммуникативные качества речи: богатство речи.
- Коммуникативные качества речи: чистота речи.
- Коммуникативные качества речи: точность речи.
- Коммуникативные качества речи: логичность речи.
- Коммуникативные качества речи: доступность речи.
- Коммуникативные качества речи: выразительность речи.
- Коммуникативные качества речи: правильность речи.
- Современные научные представления о речевой коммуникации.