logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля

Стилеобразующие черты

Языковые средства

их воплощения

Примеры*

1

2

3

Документальность

Общественно-политическая лексика и фразеология

Приоритеты правительства в кризис – поддержка ослабленной экономики и социально незащищённых граждан

Термины

♦ Резко возросла аффилированность закупочных отделов с поставщиками комплектующих

♦ После окончательной победы на телевидении рейтинга и инфотеймента, а точнее даже самого настоящего интертеймента развлечения, политики, бизнесмены стали уходить от информационного ТВ

Достоверность

Полемичность

Способы взаимодействия текстов: цитирование, косвенная речь, референция и др.

Как заметил Виктор Христенко, по нашим законам автомобиль вообще не может быть отходом

♦Только Олег Добродеев утверждал, что в России должен быть информационный канал. А 80 % медийной публики говорили: Россия ещё недозрела, люди этого не поймут

Оперативность

Доступность

Речевые стереотипы

♦ Число телесных повреждений, полученных спортсменами на крупных соревнованиях, растёт с каждым годом

♦ Мы стоим на пути распространения волн нестабильности, идущих из стран третьего мира, и можем в очередной раз оказаться своеобразным препятствием, которое прикроет собой Старый Свет

Окончание табл. 9.3

1

2

3

Доступность

Выразительность

Разговорная лексика и фразеология

Разговорные синтаксические конструкции**

♦ Наука имеет привычку искать связи между всем и вся. Дело нехитрое. Берётся одна колонка цифр (допустим, медицинская статистика) и сопоставляется с другой (например, с результатами социологического опроса). Дальше высчитывается штука, которую называют корреляцией

Выразительность

Тенденционзность

Полемичность

Книжная (в том числе устаревшая) лексика

и фразеология

♦ Зачастую люди проецируют на Церковь светские трафареты. Это упрощает понимание, но вместе с тем искажает реальность. Понятия консерватизма и либерализма сами по себе относительны

Оценочная лексика

и фразеология

♦ Именно телевидению мы обязаны распространением омерзительного словечка «шопинг»

♦ Рассуждения о том, что российский промышленный дизайн находится в плачевном состоянии, давно стали общим местом

Тропы***:

метафора, перифраза, прономинация, сравнение, гипербола, литота, антитеза и др.

♦…В 60-е годы миновавшего столетия Шукшин ворвался в «плотные слои атмосферы» советского искусства как метеор и своим появлением перевесил ту чашу весов, где собиралось воедино искусство русское. <…> Дар его и дал возможность Шукшину ощутить, как свою собственную, больную душу народа, выпавшую из вековечного гнезда и в страдании ищущую торопливо, как в него, в это гнездо, вернуться

Выразительность

Тенденционзность

Полемичность

Фигуры речи***:

инверсия, риторический вопрос и др.

♦ Страшна даже не временная безработица – страшна утрата выбранной профессии, мечты, призвания. Страшны изломанные человеческие судьбы. Почему всё-таки первой скрипкой в нашем государстве стали крупные банкиры, а не инженеры, учёные, рабочие, учителя, офицеры, крестьянство – те, кто на самом деле составляет соль земли Русской? Почему сегодня надо переквалифицировать тех, кто честно делал своё дело, кто работал по призванию, был настоящим специалистом, а не банкиров, олигархов и капитанов капиталистической промышленности, оказавшихся в долгах перед всем миром, а теперь и своим народом?

Прецедентные тексты

♦ «Из-за леса, из-за гор» пришёл кризис

♦ Процесс банкротства пошёл ускоренными темпами

«Обновлённые»

фразеологизмы

♦ Они запускают жадные руки в государственную казну

♦ Это последняя спица в нашей колеснице

Призывность

Формы повелительного

наклонения глагола

♦ Покиньте интернет- форумы – анонимный чемпионат по переливанию из пустого в порожнее.

Выключите телевизор на некоторое время. Действуйте. Начните с собственного дома <…>

Установите порядок в доме. Затем - на улице

Побудительные

предложения

*Иллюстративный материал взят из публицистических текстов, опубликованных в 2009 г. в периодических изданиях: «АиФ», «Литературная газета», «Российская газета», «Русский репортёр», «Итоги».

**Разговорные синтаксические конструкции: односоставные, неполные и эллиптические предложения; синтаксически нечленимые предложения; парцеллированные и присоединительные конструкции. Более подробно характеристика синтаксических конструкций, типичных для обиходно-разговорного стиля, представлена в лекции № 10, § 10.3.

***Характеристика основных тропов и фигур речи приведена в прил. 6, табл. П.6.1и П.6.2.

Итак, можно утверждать, что в целом для публицистики характерными являются:

► Почему для создания аналитических и художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана?

► Подберите статьи из газет с оригинальными заголовками. Все ли из них соответствуют содержанию текста? Как бы Вы по-другому назвали эти тексты?