Упражнение –
Специально организованное выполнение отдельных или целого ряда последовательных операций или действий, или какой-либо деятельности в целях овладения ими или их совершенствования в учебных условиях. Требования к упражнениям – в том, что они должны быть адекватны формируемым навыкам и умениям. Типы упражнений:
языковые
условно-речевые
подлинно речевые
Соловова:
подстановочные упражнения (действия строго по аналогии с образцом)
трансформационные упражнения (уч-ся должны избирательно использовать имеющиеся знания и навыки с учетом реального контекста или измененной ситуации);
условно-коммуникативные задания, где ситуация учебного общения смоделирована близко к реальной, но где учащиеся строго следуют полученным инструкциям;
подлинно коммуникативные, где идет реальное общение на ИЯ без каких-либо регламентаций и инструкций со стороны учителя.
Из лекций Л.К. Мазуновой
Понятие «упражнение». Структура упражнения
Основные типы и виды упражнений
языковые (некоммуникативные)
условно (учебно) - коммуникативные (речевые)
подлинно-коммуникативные (речевые)
Система упражнений для обучения ИЯ
Литература
Пассов Е.И. Системность упражнений для обучения говорению. – ИЯШ. – 6/77.
Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения ИЯ. – в сб.: Система упражнений при обучении ИЯ в школе и вузе. - Л., 1978.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в СШ. – Ленинград. – 1986.
Вопросы для самоконтроля:
Что такое упражнение?
Назовите дифференциальные признаки основных типов упражнений
Какова структура системы упражнений для обучения коммуникативным навыкам и умениям
1. Понятие «упражнение». Структура упражнения
Советские методисты, внесшие вклад в создание теории упражнений и создания системы упражнений: И.В. Рахманов, И.В.Салистра, С.Ф.Шатилов, М.С.Ильин, Б.А.Лапидус, И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Вера Бенидиктовна Царькова.
Под упражнениями понимается повторное выполнение действия с целью его усвоения (Краткий психологический словарь, под ред. А.В. Петровского, М., 1095).
С.Ф. Шатилов: «Под упражнением мы понимаем специально организованное в учебных условиях одно или многоразовое выполнение операций или действий речевого (или языкового) характера (Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в СШ. – Ленинград. – 1986. – С. 55).
И. Л. Бим, Г.А.Китайгородская: «Упражнение – это средство взаимодействия преподавателя и учащихся, опосредованное иноязычным учебным материалом и развивающимися межличностными взаимоотношениями».
Г.А.Китайгородская: «Упражнение – отрезок жизнедеятельности каждого обучаемого, пережитый совместно с другими в каждый момент занятия».
Упражнение – единица учебной деятельности.
Структура упражнения:
цель упражнения, на что оно направлено (какая сторона речи, формирует навык или развивает умение);
специальная организация (в основе этой организации могут лежать различные операции или действия с языковым материалом): имитация, подстановка, трансформация, репродукция, (частичная, полная), творчество;
направленность на совершенствование способа выполнения действия, отсюда многократность повторение действий;
необходимость согласования упражнений ,т.к. одно упражнение не дает конечного эффекта.
Каждое упражнение должно выполнять то, что оно «способно»: формировать навык или одно из его качеств – прочность, гибкость, автоматизированность, сознательность, устойчивость, либо развивать умение. Иными словами, упражнение должно быть адекватным, т.е. способным служить определенной цели.
Как определить адекватность упражнения?
Для этого необходимо знать методическую характеристику, т.е. все положительные и отрицательные стороны упражнения в их соотнесении с целью и условиями работы.
Дадим методическую характеристику основных типов упражнений.
2. Основные типы и виды упражнений
Языковые (некоммуникативные) упражнения (ЯУ)
Отличительные (дифференциальные) признаки:
наличие / заданность языкового материала;
заданность операции, которая выполняется с языковым материалом;
незаданность речевой задачи (неситуативность, формальный характер, направленность на языковую сферу).
Языковые (некоммуникативные) упражнения делятся на тир группы:
грамматические;
лексические;
фонетические.
ЯУ основаны на принципе применения знаний, они предполагают постоянное обращение к предварительно запомненному правилу.
ЯУ – неэкономичны во времени. За урок 34 упражнения этого типа.
ЯУ – лишены интереса для большинства учащихся: лингвистические манипуляции интересуют немногих.
Основное их назначение – осознание языковой формы.
Важно знать место этого типа упражнений в учебном процессе – ЛУР, дома.
Целесообразно их использовать при обучении письму, произносительным навыкам говорения: все на этапе тренировки.
На этой тренировке в классе целесообразно использовать условно (учебно) - коммуникативные (речевые) упражнения.
В УМК – это основной тип упражнений.
Его дифференциальные признаки:
- заданность языкового материала;
заданность операции, которая выполняется с языковым материалом;
заданность речевой задачи.
Особенность этого типа упражнений: он позволяет осуществить тренировку языкового материала в условиях (учебной) коммуникации, имитирующей естественную.
Направленность этого типа упражнений та же, что ЯУ – грамматика, лексика, фонетика. Поэтому с учетом этого каждое упражнение либо условно-речевое / коммуникативное грамматически / лексически / фонетически ориентированное.
В зависимости от объема реплик в упражнении их классифицируют на 2-3-4 фразовые / членные.
По способу выполнения выделяют 4 вида условно-речевых упражнений:
дифференцировочные;
имитативные;
подстановочные;
трансформационные;
репродуктивные.
Коммуникативные / речевые упражнения (РУ)
У них единственный признак: наличие речевой задачи. РУ бывают во всех видах РД. Они обеспечивают, осуществляют передачу (сообщение, выражение) новой информации в широком понимании этого термина в устной форме (говорение), либо ее рецепция в устной и письменной форме (чтение, аудирование).
Основными мотивами выполнения подлинно-коммуникативных упражнений является естественная потребность в коммуникации.
Все эти упражнения направлены на развитии речевых умений.
3. Система упражнений для обучения ИЯ
К.В. Ушинский отмечал, что систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, а недостаток этой систематичности – главная причина, почему многочисленные упражнения дают весьма плохие результаты.
Проблема создания системы упражнений для обучения ИЯ с учетом условий его преподавания относится к числу актуальных в практическом отношении и наиболее сложных в теоретическом плане.
Методика пока не располагает достаточно эффективной, цельной и полной системой упражнений.
По системой упражнений здесь понимается такая совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах РД в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения ИЯ в заданных условиях (С.Ф.Шатилов).
В совокупности упражнений характер и количество последних варьируется в зависимости от целей их выполнения для развития коммуникативных умений или для формирования отдельных их компонентов. Поэтому здесь существуют следующая иерархия понятий: «система» – «подсистема» – «комплекс» – «серия» – «цикл» – «группа упражнений».
В систему упражнений для обучения ИЯ входят ; подсистемы (по числу основных видов РД (коммуникативных умений) – для обучения: 1) говорению, 2) аудированию, 30 чтению, 4) письму.
Каждая подсистема может состоять из нескольких комплексов упражнений для обучения частным умениям, z.B. комплекса упражнений для обучения диалогической речи (диалогическим умениям) и комплекса упражнений для обучения монологическим умениям.
Каждый комплекс упражнений состоит из трех серий упражнений для обучения речевым и техническим навыкам: первая серия для обучения фонетическим навыкам, вторая - для обучения лексическим навыкам, третье - для обучения грамматическим навыкам.
Каждая серия в свою очередь включает ряд циклов упражнений для обучения конкретным навыкам.
z.B. цикл упражнений для обучения артикуляционным, ритмико-интонационным навыкам; цикл упражнений для обучения синтаксической стороне говорения, для обучения морфологическим навыкам устной речи.
Цикл может распадаться на более мелкие группы для обучения конкретным языковым умениям.
Аналогичную структуру системы упражнений можно обнаружить и в обучении другим видам РД.
Итак, на каких основных принципах построена система упражнений.
Первым методическим принципом построения каждой подсистемы упражнений является принцип адекватности основных типов и видов упражнений лингвопсихологическим характеристикам данного вида РД и, соответственно, данному виду коммуникативных умений.
В соответствии с этим принципом ведущее место в подсистеме упражнений для обучения умениям говорения должны занимать коммуникативные упражнения в говорении; в подсистеме упражнений для обучения чтению - коммуникативные упражнения в чтении и т.д.
Вторым методическим принципом является принцип учета положительного влияния различных видов РД друг на друга в учебном процессе.
Речь идет о взаимодействии и взаимосвязи в учебном процессе таких видов РД, как
говорения аудирования;
чтения письма;
говорения чтения;
говорения письма;
аудирования чтения.
В каждую подсистему упражнений из других подсистем с целью использования положительного воздействия других видов РД. Например, в подсистеме для обучения говорения должны быть предусмотрены упражнения по читаемому тексту, в связи с прочитанным текстом, по воспринимаемому на слух, прослушанному тексту и т.д.
Поскольку в каждом умении можно выделить 3 вида речевых навыков – технические, грамматические и лексические – каждый комплекс, как уже говорилось, будет состоять из трех серий упражнений для обучения трем видам навыков.
Каждая серия может включать циклы разных по количеству и качеству упражнения ранее установленных типов (подлинно-коммуникативные, условно-коммуникативные и некоммуникативные) для формирования (или совершенствования) более частных грамматических навыков (z.B. навыков владения отдельными сложными языковыми явлениями). Среди этих упражнений можно выделить группы упражнений, выполняемых в определенной последовательности и в определенном количестве в соответствии с этапами формирования «навыковых» компонентов в различных видах РД. В соответствии с изложенными ранее пониманием цели – обучение учащихся основам владения ИЯ – ведущее место занимают упражнения на формирование коммуникативных умений и навыков.
- 2. Методика и ее базисные науки. Роль этих наук в развитии методики. Связь методики оия со смежными науками.
- Психология речи - методика –
- 3. Цели и содержание обучения иностранным языкам в средней школе. Динамика целей (в советской школе).
- 4. Методические принципы обучения иностранным языкам (словарь с. 23)
- Частнометодические принципы
- Семинар 2 основные методические категории и понятия
- Базисные категории м:
- 4 Подхода:
- Речевое умение
- Знание –
- Упражнение –
- Семинар характеристика современных методов обучения ия
- 4 Подхода у св:
- Часть II. Обучение основам речевой деятельности раздел а. Формирование навыков. Семинар обучение произношению
- Произношение
- Задача:
- Содержание оп:
- Трудности.
- Принципы:
- Методика оп.
- Этапы овладения произношением
- Контроль -
- Может происходить при использовании любых вышеуказанных упр-ий
- Сложность обучения обусловлена определенными психофзиологическими особенностями:
- Упражнения:
- Литература
- Обучение лексике
- Любой говорящий производит 2 операции
- Работа над иноязычным словом должна обеспечить
- Приемы семантизации –
- У пражнения на применение лексики
- Обучение аудированию
- Обучение говорению
- 2.3.Классификация речи на продуктивную и репродуктивную.
- 2.2.Классификация речи на подготовленную и неподготовленную.
- 2.4.Классификация речи по принципу количества коммуникантов:
- Цели и содержание обучения говорению в сш.
- 4Методика обучения говорению.
- Принципы ситуативности
- Обучение монологу.
- Обучение диалогической речи.
- Контроль речевых умений
- Обучение чтению
- 7 Недостатки в обучении чтению:
- Урок как основной компонент учебного процесса
- (Речевой )Навык