4. Значение теоретических исследований.
Основные направления лингвистических исследований
и основные лингвистические школы
В современном мире теоретические, научные знания, исследования нужны для решения практических задач: в практике преподавания иностранных языков, в практике письменного/устного переводов, в практике составления словарей и др.
История языкознания насчитывает много лингвистических школ и направлений, занимающихся исследованием разных аспектов языка. В подлинно научном смысле языкознание возникло в начале XIX века, когда был разработан сравнительно-исторический метод (СИМ). До этого времени языкознание не могло претендовать на роль самостоятельной науки, поскольку не имело собственного научного метода (напомним, что область знаний становится наукой, когда в ней могут быть определены объект, предмет и метод).
Если вести отсчет от возникновения подлинно научной теории языка в XIX веке, то этот период в истории языкознания характеризуется рядом существенных моментов.
Сосуществование многих направлений и школ без явных признаков монополии одной (или нескольких) из них, хотя не исключается доминирование нескольких теорий по сравнению с остальными. Многие из этих направлений и школ сформировались еще в XIX веке, когда закладывались основания современной науки о языке, другие возникли уже в XX веке. Примечательно, что в процессе формирования науки уже возникли такие направления как психологическое языкознание (Александр Афанасьевич Потебня), культурно-философское языкознание (Вильгельм Фон Гумбольдт) и пр. На современном этапе языковедческие школы выходят за рамки традиционных лингвистических парадигм, интегрируя достижения других наук (см. ниже).
Главным объектом изучения продолжает оставаться естественный язык. Он исследуется исходя из его сущности (язык – система знаков, предназначенных для общения) и объективных условий его существования.
Наиболее заметная черта лингвистики конца XX – начала XXI века состоит в том, что исследование языка ведется с позиций разных наук. Современный этап характеризуется наличием междисциплинарных направлений (социолингвистика, психолингвистика, этнопсихолингвистика, когнитивная лингвистика, компьютерная лингвистика и др.). Эти направления представляют собой не механическое объединение двух или более наук и их методов, а качественно новые направления, характеризующиеся выделением новых предметов исследования, выработкой нового понятийно-терминологического аппарата, получением новых научных результатов.
Современное языкознание характеризуется антропоцентризмом – интересом к человеку (реальному носителю языка). Отдельные направления языкознания реализуют принцип антропоцентризма в разной степени: в одних науках он определяет акцент исследования (социолингвистика, этнолигвистика, прагматика), а в других (например, в психолингвистике) определяет методологию исследования. В традиционном языкознании изучение языка происходило с точки зрения формальной структуры, то есть внимание было направлено на статичное образование – язык (как объективно существующая систему единиц, связанных между собой определенными отношениями и служащих для обеспечения общения) и его структуру.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 1
Вопросы для размышления и практические задания
Как Вы думаете, почему в программу любого уровня организованного обучения включаются родной и обязательно иностранный язык, несмотря на то, что успешность изучения иностранных языков в нашей стране оставляет желать лучшего?
Постарайтесь обобщить ваш личный опыт изучения родного и иностранного языка: что Вам нравилось и не нравилось в процессе изучения; что бы Вы изменили в своем отношении к языку и/или методике его преподавания, если бы вдруг появилась возможность начать все с начала?
Постарайтесь вспомнить, какие трудности Вы испытывали, изучая русский язык. Что больше запомнилось: правила или исключения?
Трудно ли было Вам изучать теоретические предметы в вузе? Чем изучение теоретической дисциплины отличается, например, от практического курса русского или иностранного языка?
Зачем нужны теоретические дисциплины в программе организованного обучения?
Нужны ли теоретические знания в повседневной жизни, в быту?
А. Теория vs практика
Ниже приводятся высказывания известных ученых. Как бы Вы их прокомментировали?
Теория – это сжатое объяснение частных явлений на основе немногих общих принципов. Дмитрий Сергеевич Лихачев |
1) Раскройте смысл понятий явление и принцип.
2) Какие синонимы можно подобрать к термину принцип? Объясните смысловые и/или стилистические отличия между выбранными Вами словами.
Теория всегда толкает человека к практике. Александр Афанасьевич Потебня |
3) Можно ли, перефразировав высказывание А.А. Потебни, сказать, что практика всегда толкает человека к теории? Почему?
Все входящее в теорию, хотя бы и не имело видимой связи с производством вещей, практично в том смысле, что оно изменяет производителя. Александр Афанасьевич Потебня
4) Зачем нужно «изменять производителя»? Имеет ли отношение к приведенному выше высказыванию А.А. Потебни расхожая фраза о том, что «человек должен постоянно стремиться к повышению своего культурного уровня»? Как можно понимать эту фразу?
5) Приведите примеры такого изменения из Вашего личного опыта.
Б. Принципы организации научного знания
1) Подумайте, как приведенное ниже высказывание Томаса Куна соотносится с цитатами, обсуждавшимися в предыдущем разделе. Как можно его соотнести с известным законом диалектики о переходе количества в качество?
Научный факт и теория в действительности не разделяются друг от друга непроницаемой стеной, хотя подобное разделение и можно встретить в традиционной практике нормальной науки. Вот почему непредвиденные открытия не представляют собой просто введения новых фактов. По этой же причине фундаментально новые факты или теории качественно преобразуют мир ученого в той же мере, в какой количественно обогащают его. Томас Кун
2) Вам хорошо известны признаки организованного научного знания: объект, предмет, методология (т.е. научное мировоззрение + методы + метаязык). Пожалуйста, приведите примеры, иллюстрирующие каждый из этих признаков, используя разные отрасли науки. Продемонстрируйте разные степени абстрагирования объекта и предмета (см. таблицу 1 в тексте конспекта лекции по Теме 1).
3) Прочитайте конспект лекции, рассказывающий о науке «Языкознание». Дайте характеристику этой обширной отрасли науки в связи с изложенными выше представлениями о научном знании, теории и практике. Покажите, чем обусловлено деление языкознания на различные области (предметы), какое место языкознание занимает в систем наук.
4) Предложите свою классификацию современного научного знания (не только в области исследования языка!) и определите место языкознания в этой классификации.
5) Прочитайте отрывок из статьи Юрия Сергеевича Степанова относительно разграничения наблюдаемых (конкретных) и теоретических (абстрактных) объектов. Сопоставьте содержание этого отрывка с приведенными выше высказываниями Томаса Куна, Александра Афанасьевича Потебни и Дмитрия Сергеевича Лихачева. Объясните, почему для того чтобы практически владеть языком необходимо иметь теоретические знания о нем.
Соотношение наблюдаемых объектов с теоретически, мысленно представляемыми, абстрактными объектами характеризует не только языкознание, но и любую современную науку. Так, в физике его отчетливо определил еще И. Ньютон, говоря о понятии времени: «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обычной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год». Здесь у Ньютона «обыденное время» соответствует уровню наблюдения, а «абсолютное, или истинное»,— абстрактному уровню представлений. Совершенно так же и современная лингвистика различает в языке наблюдаемый уровень и представляемый, или абстрактный уровень. При этом очень важно подчеркнуть, что понятия, принадлежащие абстрактному уровню в лингвистике, не появляются только путем удаления некоторых признаков из понятий или представлений о конкретных наблюдаемых явлениях, но включают в себя и некоторые новые признаки, отсутствующие в последних. Юрий Сергеевич Степанов |
- Теория языка
- Печатается по решению
- Ббк 81.0 я 73
- Оглавление
- Введение
- Содержание курса «общее языкознание»
- Тема 5. Система и структура языка
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 2. Современная структура знаний о языке.
- 3. Место и роль языкознания в системе наук
- 4. Значение теоретических исследований.
- Литература
- Тема 2. Текст и коммуникация
- 4. Текст и коммуникация
- 6. Речемыслительная деятельность автора и порождение текста. Речемыслительная деятельность реципиента
- Литература
- Тема 3. Социальная обусловленность языка
- 1. Язык и общество. Социальная обусловленность языка
- 2.Специфика обслуживания общества языком.
- 3.Социолингвистика, её методы и задачи
- 4.Понятие языковой ситуации, языковой политики,
- 5.Язык и культура, язык и этнос.
- Литература
- Тема 4. Язык и мышление
- 1.Проблема соотношения языка и мышления.
- 2.Когнитивные науки. Когнитивная психология
- 3.Понятие языковой способности человека и речевой деятельности
- 4.Развитие речи
- 5.Психолингвистика. Идеи и методы исследования. Особенности
- 6. Виды знаний и особенности их функционирования
- 7. Прецедентные феномены
- 8. Проблемы продуцирования и понимания речи
- 9. Двуязычие
- 10. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира
- 11. Языковая личность, вторичная языковая личность
- 12.Язык как знаковая система
- Литература
- Тема 5. Система и структура языка
- Литература
- Тема 6. Прикладная лингвистика
- 3. Искусственные языки
- 4. Лингвостатистические методы
- Литература
- Тема 7. Основные лингвистические методы
- 1.Понятие о методе и методике. Технические приемы и процедуры. Основные методы в науке
- 2. Сравнительно-исторический метод
- 3.Другие лингвистические методы
- Литература