1.3. Сущность понятия «речь»
Начнем с одной цитаты:
«Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать её другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?!» (В.П. Морозов2)
Из этого высказывания следует, что в речи равно участвуют и акустический, и двигательный центры коры головного мозга. Первый помогает определять звуки речи, отличая их от других, а также является хранилищем нашего словарного запаса. Другой центр руководит органами речи, заставляя их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. В речемыслительном процессе, помимо двух основных, участвуют и другие участки коры головного мозга. Однако следует признать: механизм речи человека необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Обратимся к основному средству изучения смысла слов – словарю – и выявим совокупные значения слова речь (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Систематизация словарных значений слова речь
Р
Е
Ч
Ь
К
А
К | Обобщающее значение | Словарные смыслы |
Проявленный язык | Звучащий язык; слово; связанные слова, в коих есть смысл, предложение; разновидность или стиль языка | |
Способ, способность | Способность говорить, говорение; способ выражения, произношения | |
Взаимодействие | Разговор, беседа; публичное выступление; проповедь, наставление, поучение | |
Мысль | Смысл говоримого; рассуждение, объяснение, изложение; высказываемое кем-либо |
Итак, речь – проявленный язык («без вещественных средств этих, в вещественном мире, дух ничего сделать не может, не может даже проявиться»), тот самый «компьютер», который вмещает в себя информацию, запускаемую пользователем – языком. Речь – это врождённая способность, бесплатно полученный дар, талант, который можно развить и необходимо преумножить; один из инвариантных способов существования человека, его жизненной реализации, критерий нашего развития, прежде всего духовного.
Отсюда следует удивительный вывод: речь – это всегда взаимодействие (табл. 1.5), не однонаправленное действие, а всегда – взаимо (т. е. взаимно) со всем окружающим миром. При этом каждый должен общее понятие мир расшифровать самостоятельно. Что это: другой человек, природа, культура, наконец, я сам? Как проводками, своей речью каждый из нас связан со всеми окружающими системами. Речь – своего рода лакмусовая бумажка, показатель работы мышления человека (чело-века), о чём свидетельствует известное изречение: не ясна мысль – не ясна речь.
Расширить смысловое пространство слова речь помогает система однокоренных слов, представленная в табл. 1.6.
Таблица 1.6
Варианты корня слова речь
Варианты корня | -реч- | -рек- | -риц- | -рок- | -роч- | -рош- |
Однокоренные слова | Изречь наречь наречие речевой речь речистый отречься обречённый обречь | Изрекать нарекать обрекать нарекание зарекать зарекаться, пререкаться непререкаемый упрекать | Нарицать прорицать отрицать порицать | Рок пророк отрок урок нарок ненароком срок зарок оброк роковой порок | Срочный нарочный нарочно нарочито отроческий приурочить пророчество отрочь оброчный порочный урочить | Понарошку |
Обратим внимание на то, что слова речь и рок (судьба, несчастливая судьба) одного корня, обозначающего, по сути, одно и то же. То есть любое наше слово, даже мысль влияет на нашу судьбу, формирует ее, является причиной, например, порочности. Недаром В.И. Даль писал, что «причины в невидимом мире» (мире наших мыслей, идей, ценностных ориентаций и пр.), «следствия – в видимом». Слово речь вбирает в себя и все возможные виды общения от наименования (наречь, рекло – имя по святцам, кроме данного при крещении) до упрека (урекать) и пререканий; время (срок) и предназначение, миссию (нарок); однокоренным речи являются даже названия людей: пророк, отрок, нАрочный.
Таким образом, то, что доказала современная наука (человек – текстовая структура), всегда содержалось в самом языке: в системе однокоренных слов, в их исконном лексическом значении.
► Изучите при помощи словаря В.И. Даля лексические значения слов, содержащихся в табл.1.6.
- Содержание
- От авторов
- Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
- 1.1. Язык – естественная знаковая система
- Основные языковые единицы
- Фонема – фонетический уровень
- Системная связь единиц языка
- Сопоставление языка и природы
- 1.2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка
- И их перевода на французский язык
- 1.3. Сущность понятия «речь»
- 1.4. Функции языка и речи
- Функции языка и речи
- 1.5. Свойства языка и речи
- Свойства языка и речи
- Список рекомендуемой литературы
- Речевая деятельность. Речевое взаимодействие
- 2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека
- 2.2. Структура речевой деятельности
- Характеристика компонентов речевой деятельности
- 2.3.Общая характеристика структурных компонентов речевой
- Вербальные средства речевого взаимодействия
- Значения глагольных приставок
- Структура интонации
- Виды жестов
- Отличительные признаки письма
- 2.4. Речевое взаимодействие
- Список рекомендуемой литературы
- Текст как речевое произведение
- 3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
- Основные текстовые категории
- 3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Языковые средства, обеспечивающие единство текста
- Виды связности в тексте
- 3.3. Членимость текста. Композиция
- Единицы членения текста
- Функции заголовка в тексте
- 3.4. Образец лингвистического анализа текста
- Лингвистический анализ текста и. Золотусского
- 3.5. Взаимодействие текстов
- Способы взаимодействия текстов
- 3.6. Прецедентные тексты
- Список рекомендуемой литературы
- 4.1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры
- Основные функции культуры
- Явления, смежные с понятием культура
- 4.2. Речевая культура. Типы речевой культуры
- Ключевые идеи русской языковой картины мира
- Основные типы речевой культуры
- 4.3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры
- Три аспекта культуры речи
- 4.4. Языковая личность
- 4.5. Пути совершенствования речевой культуры
- Список рекомендуемой литературы
- Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи
- Основные периоды развития русского языка
- Формирование исконно русской лексики
- Структура общенародного языка
- Свойства литературного языка
- Сходство русского и старославянского языков
- Иноязычная лексика русского языка
- 5.3. Внелитературные разновидности русского языка
- Внелитературные разновидности общенародного языка
- Просторечные языковые явления
- Языковые нормы
- Свойства языковых норм
- Разновидности языковых норм
- 5.5. Типы словарей. Лингвистические словари
- Сопоставительная характеристика энциклопедических и лингвистических словарей
- Типы лингвистических словарей
- Современные толковые словари
- Структура словарной статьи в толковом словаре
- Способы объяснения лексического значения слов
- Список рекомендуемой литературы
- 6.1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие
- Этические принципы общения
- Коммуникативные принципы общения
- 6.2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
- Составляющие коммуникативной ситуации
- Стратегические коммуникативные цели
- Условия коммуникативного успеха
- 6.3. Речевой этикет
- Свойства речевого этикета
- Основные этикетные жанры
- Нормы ты-вы общения
- Грани вежливости
- 6.4. Коммуникативные качества речи
- Коммуникативные качества речи
- Языковые средства, обеспечивающие или нарушающие коммуникативные качества речи
- Список рекомендуемой литературы
- Стилистика
- 7.1. Общая характеристика понятия «стиль»
- 7.2. Три модели понятия «стиль»
- 7.3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики
- Взаимосвязь стилистики и смежных дисциплин
- Разделы стилистики
- Список рекомендуемой литературы
- 8.2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ
- Модели делового общения
- Жанры административного подстиля
- 8.3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология
- 8.4. Подстили научного стиля
- Подстили и жанры научного стиля
- 8.5. Стилеобразующие черты «строгих» стилей и языковые средства
- Стилеобразующие черты строгих стилей
- Языковые средства воплощения обобщённости и информационной насыщенности строгих стилей
- Языковые средства воплощения логичности и точности строгих стилей
- Список рекомендуемой литературы
- Публицистический стиль. Основы публичной речи
- 9.1. Общая характеристика публицистического стиля
- 9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
- Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
- Основные жанры публицистики
- Языковые средства воплощения стилеобразующих черт публицистического стиля
- 9.3. Публичная речь. Формирование риторики как науки.
- Виды красноречия на основе сферы употребления
- 9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
- Композиционные элементы текста публичного выступления
- 9.5. Логические основы речи. Аргументация
- Рациональные аргументы
- Иррациональные аргументы
- 9.6. Взаимодействие оратора и аудитории
- 9.7. Виды дискуссионной речи
- Список рекомендуемой литературы
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними
- 10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе
- Обиходно-разговорный стиль в сопоставлении со строгими стилями
- Стилеобразующие признаки обиходно-разговорного стиля
- Языковые средства воплощения эллиптичности в обиходно-разговорном стиле
- Языковые средства воплощения эмоциональности и оценочности в обиходно-разговорном стиле
- 10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые
- Художественный текст в сопоставлении с текстами других стилей
- Роды и жанры художественной литературы
- Список рекомендуемой литературы
- Правила произношения согласных и гласных звуков
- Правила произношения некоторых заимствованных слов и аббревиатур
- Приложение 2. Основные грамматические нормы
- Определение рода имени существительного
- Формообразование и употребление имени существительного
- Формообразование и употребление имени прилагательНого
- Формообразование и употребление местоимений и имени числительного
- Образование и употребление глагоЛьных форм
- Употребление союзов
- Приложение 3. Основные лексические нормы
- Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и сочетаемостью
- Употребление слова в соответствии с его коммуникативно-стилистическим заданием
- Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
- Метатекстовые средства, служащие выражением знания-мнения
- Основные виды тропов
- Фигуры речи