logo search
КУРС ЛЕКЦИЙ поРЯиКР

9.4. Основные этапы подготовки публичного выступления

Есть много профессий (политик, преподаватель, журналист, менеджер), требующих от человека навыков публичного выступления. Но даже если ораторские умения и не востребованы профессиональной деятельностью напрямую, умение говорить публично будет полезно любому из нас в определенных жизненных ситуациях: на торжествах, на собраниях, во время публичной защиты научной работы (дипломного проекта, диссертации) и т. д.

Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, причём для этого потребуется не только знание теоретических основ риторики, но и богатая практика публичных выступлений. Однако некоторые правила и рекомендации можно изложить в сжатом виде.

1. Начинающему оратору нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы).

С чего же следует начинать подготовку?

Начальный этап называют в риторике изобретением речи. Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые будут воплощены в тексте выступления. Тему (предмет высказывания) обычно формулируют словом, словосочетанием или фразой. Затем выделяют отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются цели и задачи речи, а также её прогнозируемый результат.

При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. При этом не следует забывать, что, с одной стороны, выбранная тема должна соответствовать аудитории, адресату. С другой стороны, она должна быть интересна и самому оратору: только увлекшись темой, он сможет увлечь (и даже зажечь) аудиторию. Следует учитывать и коммуникативную ситуацию, составляющие которой подробно охарактеризованы в лекции № 6, § 6.3).

2. Затем будущий оратор обращается к подбору необходимого материала из разных источников (их краткая характеристика представлена на рис. 9.1).

ИСТОЧНИКИ

ПОДГОТОВКИ

Непосредственный опыт

собственные воспоминания, целенаправленные наблюдения, дневники, участие в экспериментах, экспедициях, социальных программах, воображение, интуиция

Опосредованный опыт

знания, полученные в процессе обучения; печатные издания, СМИ, музеи, выставки, информационные системы и др.

Рис. 9.1. Источники подготовки публичного выступления

Чему отдать предпочтение?

Каждый из источников имеет свои преимущества. Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он более актуален, пережит автором, окрашен его эмоциями. Зато опосредованный опыт объективнее: он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми. Именно поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала.

В любом случае информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована и логически оформлена таким образом, чтобы ее было удобно не только излагать выступающему, но и воспринимать слушателям.

3. Следующий этап подготовки в риторике называется расположение речи. Под расположением подразумевается композиция текста, порядок расположения материала, соотношение частей выступления. Конечно, композиционное решение может варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике.

Например, традиционно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, психологам известен «закон края», согласно которому лучше всего запоминается начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно.

Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин, апеллируя непосредственно к слушателю, призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступление подсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Оба эти композиционных элемента неразрывно связаны с остальными структурными частями текста как содержательно, так и стилистически.

Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи – то, с чем слушатель уходит из аудитории. Здесь следует разграничивать заключение, вытекающее из содержания (обобщения, выводы и пр.), и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др.). Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию (и наоборот), поэтому часто конец перекликается с началом.

Различие между основными элементами публичного выступления и его основной частью представлены в табл. 9.5.

Таблица 9.5