logo search
Анализ перевода национально-специфических реалий Романа Хелен Филдинг "Дневник Бриджит Джонс"

Заключение

Проанализировав переводы романа Хелен Филдинг «Дненик Бриджит Джонс», выполненные Г. Багдасарян и А.Н. Москвичевой, мы пришли к следующим выводам.

В целом переводчицы пользовались разнообразными способами перевода реалий. Однако стремление к более высокому уровню эквивалентности, чем необходим для перевода НСР Комиссаров, В.Н. Теория перевода. Лингвистические аспекты: учебник для институтов и факультетов иностранных языков - М.: Высшая школа,1990.- С.229. привело к тому, что в обоих данных переводах наличествует значительное количество ошибок и неточностей.

Нам представляется, что если опущение реалии, замена ее на другую или описательный перевод достаточны для адекватного понимания текста и передачи прагматического потенциала, то нет необходимости сохранять каждую реалию.

В данном конкретном случае для рецептора, который не является носителем языка и культуры Англии, восприятие перегруженного реалиями текста является сложным. И если отсутствие некоторой реалии не искажает смысла текста, то ее можно опустить или применить разнообразные трансформации, сохранив прагматический потенциал текста.

Однако если перевод реалии важен для понимания смысла, то данную реалию (например, таймшер) необходимо сохранить и дать описательный перевод.

В целом, несмотря на тот факт, что болгарские исследователи Влахов и Флорин считали подобный переводческий прием несколько устаревшим еще в 1980 г., Влахов, С., Флорин, С. Указ. соч. М.: 1980. С.162. нам видится, что способ построения текста перевода, использованный Г. Багдасарян, достаточно продуктивен, так как ей во многом удалось передать английский национально-специфический колорит.

Таким образом, из двух переводов, подвергшихся анализу с точки зрения передачи НСР, перевод Г. Багдасарян представляется в большей степени эквивалентным, поскольку он более понятен рецептору перевода, хотя и не лишен целого ряда недостатков, препятствующих признанию его адекватным.

Список литературы

Источники:

1. Филдинг, Х. Дневник Бриджит Джонс / пер. с англ. Г. Багдасарян. URL: http://www.lib.ru/INPROZ/FILDING_H/bridgite_diary.txt (дата обращения 15.11.2009)

2. Филдинг, Х. Дневник Бриджит Джонс / пер. с англ. А.Н. Москвичева.- М.: Торнтон и Сагден, 2001. - 256 с.

3. Филдинг, Х. Дневник Бриджит Джонс (англ.).- Picador, 2001.- 310с.

Литература на русском языке:

1. Верещагин, Е.М., Язык и культура. : Метод. руководство / Е. М. Верещагин, В.Г. Костомаров.- 4-е изд. - М.: Русский язык, 1990.-246с.

2. Влахов, С. Непереводимое в переводе: учебное пособие / С. Влахов, С. Флорин.- М.: 1980.

3. Галь, Н.Я. Слово живое и мертвое: от “Маленького принца” до “Корабля дураков”. - 5-е изд., доп. - М.: Международные отношения, 2001. - 368с.

4. Комиссаров, В.Н. Теория перевода. Лингвистические аспекты: учебник для институтов и факультетов иностранных языков - М.: Высшая школа,1990.- 253с.

5. Левицкая, Т.Р. Теория и практика перевода с английского на русский: учеб. пособие. / Т.Р. Левицкая, А.М. Фитерман. - М.: Издательство литературы на иностранных языках,1963.- 125с.

6. Мужжевлев, Е.А. Великобритания. Лингвострановедческий словарь / Л.В. Колесников, Г.А. Пасечник.- М.: Рус. яз., 1978.- 480с.

7. Николаева, О.В. Русские образы за рубежом: Pavlova в Новой Зеландии / Россия - Восток - Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: сборник научных статей на основе докладов 4-й международной научной конференции. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2009.- 232с.

8. Прошина, З.Г. Перекресток: англо-русский контактологический словарь восточноазиатской культуры. / Под ред. Дун Чжэнминя, Л.П. Бондаренко. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.- 580с.

9. Рецкер, Я.И. Теория перевода и переводческая практика: учеб пособие. - М.: Международные отношения,1974.- 216с.

10. Томахин, Г.Д. Америка через американизмы: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1982.- 256с.

11. Томахин, Г.Д. Реалии-американизмы. Пособие по страноведению: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1988.- 239с.

12. Фёдоров, А.В. Основы общей теории перевода: учеб пособие. - М.: Высшая школа, 1983.- 303с.