Заключение
Говоря о роли языка как средства общения и выражения мыслей, мы в то же время ни на минуту не должны забывать, что язык служит важным средством познания действительности.
Трудно представить себе познание мира без языка. Предметы и явления действительности -- это для говорящего всегда нечто обозначаемое, а языковые средства (слова, словосочетания, предложения и их сочетания) -- нечто обозначающее. Слово дает наименование всему, что человек познает, и, знакомясь с каким-нибудь предметом или фактом, он прежде всего хочет узнать, как это называется. Предмет без названия -- это еще непознанный, как будто неизвестный предмет или факт. Это так же плохо, как если бы ребенок знал слово, но не знал, что оно, значит, не соотносил бы его с действительностью (вербализм). Слово не только называет, обозначает, оно и обобщает.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку в начальных классах -- научить детей «владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста». Это указание вполне соответствует тому общему направлению, которое принято программой для начальных классов: «Это по преимуществу практический курс русского языка, поэтому на развитие речи детей обращается внимание во всех разделах программы»4.( Там же.). Развитие речи -- это и есть реализация практического направления.
Перед начальной школой ставится и другая задача -- «сообщать начальные сведения по языку и литературе». Это уже шаг вперед по сравнению с детским садом, где практическое направление в обучении языку представлено в его чистом виде.
В этом отношении между изучением языка и изучением какого-либо другого учебного предмета (даже математики, которая тоже требует прочных навыков) всегда есть и будет различие: язык (речь) -- такая же органическая часть человеческой психики, как сознание, память, мышление, и языковые знания, следовательно, чтобы быть действенными, должны, так сказать, войти в «плоть и кровь» усваивающего язык человека, в том числе и ребенка.
В связи с только что сказанным находится и вопрос о соотношении между рациональным и сенсорным элементами в языковом познании ребенка, в его речевом развитии. Тот факт, что дети уже в дошкольном возрасте, без специального языкового обучения настолько овладевают родной речью окружающих людей, что это дает основание для некоторых ученых утверждать, что дети, придя в школу, уже владеют родной речью: у них большое количество слов, они правильно «склоняют» и «спрягают», строят предложения, а также тот часто наблюдаемый в школе факт, когда много читающие дети хорошо говорят и правильно пишут, когда многое из того, что в речевом развитии детей происходит независимо от изучаемого ими курса грамматики, свидетельствуют о необходимости при школьном обучении языку использовать опору на внешние чувства, на анализаторы: слух, зрение, мышечные ощущения, в частности на четкое произношение, на правильные движения руки при письме и т. п.
Исследование проходило в 2009 году в СОШ №145 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 25 учеников 3 класса.
Для достижения цели нашего исследования - выявить актуальный уровень развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного, мы разработали контрольную работу, которая состоит из 6 заданий. Эти задания дают возможность выявить актуальный уровень развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного.
Очень высокий уровень - 4% человек, высокий уровень - 12% человек, средний уровень - 60% человек, низкий уровень - 12% человек, очень низкий уровень - 12% человек.
Явно видно, что в группе преобладает средний уровень развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного.
Следовательно, необходима специально организованная работа по повышению актуального уровня развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного у учащихся начальной школы.
Список использованной литературы
Божовин Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопр. психол. - 1988. - № 4. - С. 70-- 78.
Божовин Е.Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления (на материале русского языка) // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа. 1995. С. 50--74.
Василевин А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. - М.: Наука, 1983. С. 113--136.
Выготский JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. произв. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. - М. Педагогика, 1982. С. 109--131.
Иванова А.Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / Под ред. Д.Н. Шмелева. - М.: Наука, 1989. С. 127--131.
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1970.
Хомский Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып. 1. - М.: Наука, 1962.
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ, 1972.
Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии.// Начальная школа. 1994г. №5.
Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания. М., 1960, с. 4
Закожурникова М.Л. Работа над предложением и связной речью. М.: Просвещение. 1965 г.
Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С., Светловская Н.Н. и др. Методика русского языка. М.: Просвещение. 1982 г. 400 с.
Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. 1 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-Пресс. 2001г. - 104 с.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение. 1975 г.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение. 1987г.
Озерская В. П. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. М.: Просвещение. 1982г. - 96 с.
Речевое развитие младших школьников // Сборник статей под ред. Н.С. Рождественского. М.: Просвещение. 1970 г.
- Введение
- Глава I. Теоретические основы изучения уровня развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного
- 1.1 Состояние проблемы и актуальность
- 1.2 Лингвометодические основы формирования компетентности
- 1.3 Психолого-педагогические основания развития компетентности
- 1.4 Общие вопросы методики изучения склонения имени существительного
- Глава II. Изучение актуального уровня развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного
- 2.1 Организация и методика исследования
- 2.2 Анализ результатов исследования
- Заключение