logo
Анализ языковой личности Н.А. Дуровой: лексико-семантический уровень

Введение

лексема дурова языковой

На современном этапе развития лингвистики появляется возможность существования языка как активного участника окружающей нас действительности: существа, которое неизменно предопределено во службу человеку разумному (homo sapiens), развивающегося в человека означивающего: «в самой природе человека заложена возможность создания семиотической системы той или иной степени сложности, предназначенной для целей общения» [Арутюнова Н.Д. 2000: с. 9]; развитие в человека означивающего (homo significans) посредством генетически усвоенного кода языка и этноса в целом.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами, прежде всего, новизной парадигмального научного образования, называемого «русская языковая личность». Во-вторых, изучение словесной персоналии Н.А. Дуровой необходимо и с точки зрения лексико-семантических особенностей идиостиля человека с амальгамным (смешанным типом акцентуации характера) типом личности. Наконец, актуальность заключается в попытке определения доминанты речевого поведения, составления тезауруса индивида, чья большая часть лексикона сегодня является устаревшей. Особый интерес представляет изучение личности как исторически существовавшего человека времен XIX в. в г. Елабуге, что обусловливает лингво-культурологический компонент исследования.

Степень изученности проблемы языковой личности (далее - ЯЛ) остается до сего дня недостаточной, не смотря на то, что истоки ее зарождения, датируются XIX в. в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, В. фон Гумбольдта. Так, уже в своей лингвистической концепции В. Фон Гумбольдта говорит о том, что «форма языка - есть синтез отдельных языковых элементов в своём духовном единстве» [Гумбольдт В. фон 1984]. Это явилось первой попыткой найти мотивы возникновения речевой (направленной на какой-либо коммуникативный акт) деятельности внутри самого человека говорящего.

В начале XX в. сменяется научная парадигма и ведущим методом изучения языка становится психологизм - его неразрывная принадлежность человеку, раскрытие функционирования речи как средства анализа сознания через происходящее. Серьезным толчком в теории изучения языковой личности послужил труд В.В. Виноградова «О художественной прозе», где впервые выделяется понятие, близкое к изучаемой нами проблеме - «образ автора». Свою роль в становлении языковой личности как категории когнитивной лингвистики сыграли и зарубежные ученые: К. Ажеж (Lhomme de paroles), Э. Косериу (homo loquens) и др.

Сегодня над проблемой изучения феномена языковой личности, в русском языкознании, работают такие ученые, как: Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Е.А. Лютикова и др.

Объектом данного исследования является дискурс Н.А Дуровой на примере исторической языковой личности. Анализ лексико-семантического (ассоциативно-вербального) уровня предоставит возможность выявить функциональный тезаурус, структуру которого определяют синтагматические и парадигматические связи всего лексикона и, собственно, ключевых слов - это составит предмет нашего исследования, обусловливающий цельность, структурность изучаемой нами ЯЛ.

Целью данной работы стала попытка изучить и описать (реконструировать) языковую личность кавалерист-девицы Н.А. Дуровой на лексико-семантическом уровне. Этим определяются и задачи исследования:

Изучить и систематизировать теоретический материал.

Произвести анализ лексикона изучаемой ЯЛ.

Выявить ключевые слова.

Изучить частотность использования слов.

Определить характер синтагматических и парадигматических связей.

Методы исследования обусловлены, прежде всего, поставленной нами целью и конкретными задачами: во-первых, поиск и систематизацию материала, касающегося проблемы, представляет метод сплошной выборки.

Для формирования первичного предмета изучения, его признаков, параметров и характеристик, аспектов изучения, маркирующихся нами как значимых и составляющих основной фокус описания, используется описательный метод.

Анализ лексического аппарата Н.А. Дуровой способствует раскрытию плана содержания семантических компонентов (сем), которое ведет к дальнейшему их упорядочиванию по общим характерным признакам, несомненно, что основополагающим на данном этапе определяется метод компонентного анализа.

Раскрытие узуальных значений слов, позволяющее разобрать инструментарий употребленных ЯЛ ключевых слов (концептов), руководствуется используемыми нами методами контекстуального и словарных дефиниций анализов.

На основе полученных нами материалов исследования, необходимым является упорядочивание семантических компонентов по классам и значению, по частоте употребления тех или иных вариантов, классов сем, их инвариантов. Инструментарий на данном этапе определяется статистическим методом.

Для составления полноценной картины ЯЛ Н.А. Дуровой, наглядного сравнения и объективации сознания говорящей, нами был использован метод семантического поля.

Материал для данного исследования был извлечен из: текста мемуарной прозы Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы». Автобиографическое произведение объективирует результаты исследования в его прямой зависимости к реалии выбранной нами ЯЛ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, касающиеся феномена языковой личности: Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.В. Красных, Е.А. Лютиковой и т.д.

На сегодняшний день существует три направления изучения данной проблемы:

Коммуникативная личность содержит этические утилитарные нормы поведения, свойственные определенному этносу в определенный период. Эти нормы закреплены в нравственном кодексе народа, отражают историю и мировосприятие людей, объединенных культурой и языком [Ю.В. Степанова: www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Philologia/66935.doc.htm] - этот план изучения называется лингвокультурологическим.

 Познавательный (когнитивный) план  личности в процессе общения выявляется на фоне освоения его  картины мира. Когнитивный аспект языковой личности - это мера и степень освоения мира человеком посредством языка. В этой связи, исследователи, как правило, рассматривают картину мира в виде коллективной концептосферы, а   фреймовый анализ представлений, получивших языковое выражение, устанавливают через призму ментальных языковых образований [Ю.В. Степанова: www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Philologia/66935.doc.htm]

Поведенческий (психологический) план коммуникативной личности характеризуется специфическим набором намеренных и помимовольных характеристик речи и паралингвистических средств общения. Такие характеристики могут рассматриваться в социолингвистическом и прагмалингвистическом аспектах: в первом выделяются индексы речи мужчин и женщин, детей и взрослых, образованных и менее образованных носителей языка, людей, говорящих на родном и неродном языках, или втором - речеактовые, интерактивные, дискурсивные ходы в естественном общении людей. Эти ходы строятся по определенным моделям в соответствии с обстоятельствами общения [Ю.В. Степанова: www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Philologia/66935.doc.htm].

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что на сегодняшнем этапе развития языка как науки, возможность реконструкции исторической ЯЛ крайне важна. Нами впервые в качестве особой языковой личности описывается Н.А. Дурова, кроме того, в данной работе представлен анализ ассоциативно-вербального (лексико-семантического) уровня на основе материала автобиографического текста, что облегчает понимание Н.А. Дуровой как человека говорящего, способствует в реконструкции языкового сознания исторической ЯЛ.

Теоретическая значимость определяется беспрецедентностью объекта исследования языковой личности как в лингвокраеведческом аспекте, так и в рамках учения о ЯЛ. Включая в себя историю создания, развитие и основные положения феномена языковой личности, данная работа предстает систематизированным справочником о данном вопросе с одной стороны и обладает новой словесной персоналией, раскрывает беспрецедентные для науки границы с другой.

Практическая ценность работы включает в себе тот факт, что представленное исследование может быть использовано при подготовке научной работы с расширением плана содержания ЯЛ и большим анализом плана выражения. Лингвокраеведческий компонент работы обусловливает возможность использования исследования как часть теоретико-методологической базы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего <…> наименований и одно приложение. Во введении обоснована актуальность исследования, представлена степень изученности данной работы, определены цель, объект, предмет проблемы. Методы исследования обусловлены целью и набором конкретных задач, объектом и предметом проблемы. Показаны новизна, практическая значимость работы.

В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения ЯЛ, было сформулировано рабочее определение и систематизирован лингвистический материал.

Во второй главе мы попытались проанализировать лексико-семантический уровень ЯЛ, описать его через призму универсальных лексических домимант в дискурсе меуарной прозы Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы» мать и отец.