logo
Анализ текста с точки зрения субъективного компонента языковых знаков

Введение

Дипломная работа представляет собой исследование, посвященное изучению субъективного компонента языковых знаков в художественном тексте. Для современной лингвистики характерно изучение языка в контексте с человеком, его сознанием, мышлением, духовной и практической деятельностью. В этой связи возрастает научный интерес к художественному тексту, который позволяет взглянуть на язык с точки зрения отражения в нем культурных ценностей нации. То есть, можно сказать, что художественный текст - взаимное сопряжение уникального звучания и многоголосия, благодаря которому каждое слово становится в центр особой системы координат и целое предстает как ткань, единственная в своем роде. Текст -- это текстура, ткань, то есть целое, образуемое определенными нитями, тесно переплетенное особым, лишь данной ткани присущим образом. В любом художественном тексте заложены данные об отношении художника к своему детищу, к тому материалу, который является основой вербального искусства -- языку. По определению А.А. Потебни, «художественное произведение есть синтез трех моментов: внешней формы, внутренней формы и содержания, т.е. видя в нем идеальность и цельность, свойственные искусству, мы замечаем, что и слово есть искусство» [Потебня 1976:190].

Со второй половины XX в. лингвистика текста прошла дискуссионный и сложный путь становления и развития как самостоятельная научная дисциплина. Текст рассматривался учеными с разных методологических позиций, в основе которых - законы организации текста, универсальные категории, роль в языковой системе и в речевой деятельности и другие основополагающие положения. Все пришли к одному мнению: необходимо комплексное, синтетическое рассмотрение природы художественного текста, чтобы во всей полноте осветить его семантические и эстетические функции.

Художественный текст как явление сложное становится объектом анализа не только традиционной лингвистики, но и психологии, антропологии, философии, культуры, логики, текстологии. Текст теснейшим образом связан с теорией речевой коммуникации, прагматикой, когнитологией.

Текст как способ индивидуально-авторского восприятия действительности представляет собой сложный многоуровневый процесс, который дает возможность определить механизмы создания и функционирования единиц номинации, а также выявить закономерности внутреннего развития языка в их соотношении с потребностями языкового коллектива. Текст апеллирует к фоновым знаниям индивидуума, его ментальности, чувственности, адекватному восприятию окружающего мира, а также способности экспрессивного реагирования на вербальные знаки и выработке собственной оценочности. Таким образом, и в произведении, и в слове как его первоэлементе заложены потенции к познанию философско-культурного бытия и самого процесса творчества.

Субъективный компонент привносит в художественный текст индивидуальность, служит индикатором вкуса и таланта автора. Анализ научных трудов по данной проблеме свидетельствует о возрастании интереса к рассматриваемому явлению.

Изложенные выше соображения определяют актуальность данного исследования.

Объект исследования: субъективный компонент в художественных текстах, как средство, употребляемое для выражения субъективного отношения к высказываемому.

Предмет исследования: авторские включения и роль интонации в тексте.

Цель исследования: выделить спектр средств создания субъективной оценки и показать как с помощью этих средств автор передает видение мира, мысли и чувства.

Задачи исследования:

Изучить и классифицировать точки зрения на проблему определения понятия «текст» и его основных свойств;

систематизировать положения о том, что такое объективное и субъективное в языке; определить сущность понятий

«субъективность», «субъективный подход»;

3) проанализировать авторские включения в художественном тексте и определить, что привносит в текст этот субъектный компонент;

выявить интонационную связь включений с основным предложением.

Научная новизна настоящей работы заключается в изучении интонации как средства выражения модальных значений.

Структура исследования соответствует поставленным в ней целям и задачам. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.