logo
Анализ особенностей употребления лексических и стилистических средств в политическом портрете

1.3 Основные виды лексических средств в системе политического дискурса

1.3.1 Определение понятия «дискурс» и его видового термина «политический дискурс»

Важнейший для политической лингвистики термин «дискурс» не имеет до настоящего времени единого определения. Он может обозначать и речевую деятельность, и текст, и контекст, и высказывание в его взаимосвязях с коммуникативной ситуацией. Представляется, что нет необходимости использовать термин дискурс для обозначения понятий, за которыми в лингвистике уже давно закрепились устойчивые названия. Едва ли есть смысл называть дискурсом контекст (как фрагмент текста), текст (а также какое-либо иное объединение текстов) или речевую деятельность. Обычно дискурс трактуется как более широкое понятие [Чудинов, 2008:58].

Согласно подходу Т.А. Ван Дейка, дискурс не ограничивается рамками собственно текста, а включается также социальный контекст коммуникации, характеризующий её участников, процессы продуцирования и восприятия речи с учётом фоновых знаний [Ван Дейк, 1989:46].

По словам Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова, дискурс - это «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки), необходимые для понимания текста [Чудинов, 2008:59].

Лингвистический энциклопедический словарь даёт следующее определение дискурса (от франц. discours -- речь) -- это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). [35, с.219].

По образному выражению Н.Д. Арутюновой, дискурс - это «речь, погруженная в жизнь» [Чудинов, 2008:40-41].

Также в современной науке не существует единого понимания видового термина «политический дискурс». Даже самые поверхностные размышления о том, какие речевые жанры включаются в сферу политического дискурса, вызывают вопросы, на которые не существует однозначных ответов. Например, интервью политика - это политический дискурс или дискурс масс-медиа? Вследствие прозаичности границ дискурса нередко происходит наложение характеристик разных видов дискурса в одном тексте. Так, например, интервью с политологом сочетает в себе элементы масс-медиа, научного и политического дискурсов. Политический и рекламный дискурс пересекаются в жанре политической рекламы.

Жанр политического портрета, который рассматривается нами в данной работе, находится на стыке нескольких типов дискурса (политического, художественного и дискурса масс-медиа), поэтому представляется важным показать особенности взаимодействия этих типов дискурса.

В дискурсе масс-медиа журналисты выступают в качестве посредников между политиками-профессионалами и массовой аудиторией: "поскольку население дистанцировано от правительства и не может непосредственно наблюдать процесс принятия решений, касающихся общественной жизни, журналисты - "рассказчики" о политике и политиках являются своеобразными "агентами влияния", способствующими формированию общественного мнения" [Шейгал, 2004:25].

В своей книге Е.И. Шейгал демонстрирует градацию соотношения между дискурсом масс-медиа и политическим дискурсом в разных жанрах [Шейгал, 2004:26]

ДОМИНИРУЕТ ДИСКУРС МАСС-МЕДИА

- памфлет, фельетон

- проблемная аналитическая статья (написанная журналистом)

- колонка комментатора

- передовая статья

- репортаж (со съезда, митинга и т.п.)

- информационная заметка

-----------------------------------------------------------------------------

- интервью с политиком

- полемика (теледебаты, дискуссия в прессе)

- политический документ (указ президента, текст закона)

- проблемная аналитическая статья (написанная политиком)

- публичная речь политика

ДОМИНИРУЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Исследования в данной дипломной работе, выявление лексических и стилистических средств английского языка при создании политического портрета Д.А. Медведева проводились исходя из двух аспектов:

Ш с точки зрения политического дискурса - публичной речи Д.А. Медведева,

Ш а также с точки зрения дискурса масс-медиа - анализировались газетные статьи (написанные журналистами зарубежных изданий периодической печати).