logo
Анализ особенностей употребления лексических и стилистических средств в политическом портрете

1.1 Публицистический стиль речи как функциональная разновидность литературного языка

Чтобы определить стилистическую специфику, выявить те или иные особенности конкретного функционального стиля, необходимо для начала определить, что такое стилистика. Можно сравнить несколько определений, данных разными авторами.

Такие авторы как А.Н. Мороховский, О.П. Воробьева и другие, определяют понятие стилистики «в самом общем смысле как науки, изучающей коммуникативные и номинативные ресурсы языковой системы и принципы выбора и использования языковых средств для передачи мыслей и чувств с целью достижения определённых прагматических результатов в различных условиях общения» [Мороховский, Воробьева, Лихошенрст, Тимошенко, 1991:10].

И.В. Арнольд дает следующее определение: «стилистикой называется отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения» [Арнольд, 2007:13].

Этот автор выделяет стилистику языка, которая «исследует, с одной стороны, специфику языковых подсистем, называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря, фразеологии и синтаксиса, и, с другой стороны, - экспрессивные, эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств». А также стилистику речи, которая «изучает отдельные реальные тексты, рассматривая, каким образом они передают содержание, не только следуя нормам, известным грамматике и стилистике языка, но и на основе значащих отклонений от этих норм» [Арнольд, 2007:13].

Большой интерес для стилистики представляют функциональные разновидности языка. «Существование функциональных стилей обусловлено тем, что одну и ту же мысль можно передать словами и написать, используя различные языковые средства» [Горшкова, 2006:235].

В отечественной лингвистике существовало два подхода к определению стиля - функциональный, с точки зрения художественной закономерности текста, и предметный, при котором стиль рассматривается «как система, подсистема, совокупность и пр. неких языковых единиц и их организации» [Горшкова, 2006:236].

Так, В.С. Виноградов утверждает, что «стиль - это лексико-грамматическое единство в многообразии текстов, которое оказывается характерным для определённой категории текстов. А раз так, то при классификации текстов должна учитываться их принадлежность к тому или иному функциональному стилю» [Виноградов, 2006:15-16].

В свою очередь, И.В. Арнольд пишет, что «функциональные стили - научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский и публицистический - являются подсистемами языка, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике. Возникновение и существование функциональных стилей обусловлено спецификой условий общения в разных сферах человеческой деятельности» [Арнольд, 2007:320].

Автор также считает, что название «функциональный стиль» представляется очень удачным, потому что специфика каждого стиля вытекает из особенностей функций языка в данной сфере общения. Так, например, публицистический стиль имеет своей основной функцией воздействие на волю, сознание и чувства слушателя или читателя» [Арнольд, 2007:321].

Таким образом, единого мнения в вопросе определения функционального стиля не существует, поэтому существует и множество классификаций функциональных стилей. Рассмотрим некоторые из них.

Мы уже приводили классификацию, предложенную И.В. Арнольд. Для большей наглядности оформим её в виде маркированного списка. Так, автор выделяет следующие функциональные стили:

· научный;

· разговорный;

· деловой;

· поэтический;

· ораторский;

· публицистический [Арнольд, 2007:325].

В.С. Виноградов выделяет следующие функциональные стили:

· разговорный;

· официально-деловой;

· общественно-информативный;

· научный;

· художественный;

· религиозный [Виноградов, 2006:44].

З.Г. Прошина выделяет стили:

· разговорный;

· публицистический;

· научный;

· официально-деловой [Прошина, 2002:46].

Р.К. Миньяр-Белоручев предлагает такую классификацию:

· художественный стиль;

· научно-технический;

· информационно-пропагандистский [Миньяр-Белоручев, 1996:37].

Итак, мы видим, что существуют расхождения во взглядах разных авторов на то, каким образом нужно классифицировать функциональные стили.

В системе речевых стилей современного английского языка примерно с середины XVIII века начал обособляться особый стиль, который называют публицистическим [Будагов, 1958:12]. Как и другие речевые стили, он не однороден. Выделяются две его разновидности: письменную и устную. К письменной разновидности публицистического стиля относится язык эссе, газетных статей, журнальных статей литературно-критического и общественно-политического характера, памфлеты, очерки и пр. К устной разновидности публицистического стиля относится стиль ораторской речи, а в наше время также обзоры теле- и радиокомментаторов.

Публицистический стиль является одним из основных стилей английского литературного языка. Однако границы его использования, его место в системе стилей и его основные функции еще не получили точного определения, что связано с общими трудностями в решении проблем функциональной стилистики [Гальперин, 1958:297].

В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации: его было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных и др.) [Васильева, 1982:44].

Поэтому целесообразнее выделить отдельные подстили публицистического стиля, где проявляются общие черты стиля с разной степенью активности: газетно-публицистический, радио-, теле журналистский и ораторский [Васильева, 1982:52]. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь можно отметить репортаж, заметки, хроникальную информацию, интервью, передовые статьи, отчет, очерк, фельетон, рецензию и другие жанры.

Одной из главных функций публицистического стиля является информативная функция. Она присуща всем стилям речи. Её специфика в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах. Телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими произведениями не ставится задача полного, всестороннего описания того или иного явления. Публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информативная функция - исторически первоначальная функция газет. Главной задачей газет было сообщить о свежих новостях в кратчайшие сроки. Однако эта функция постепенно утратила свою исключительность, так как на первый план вышла задача формирования общественного мнения путем публицистических сообщений. Таким образом, в публицистическом стиле наряду с информативной выделяют еще функцию воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. В связи с этим публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность и эмоциональность. Михайлов М.М. писал: «Основная функция публицистического стиля - это идеологическое воздействие на широкие массы людей, формирование у них определенного мировоззрения, общественно-политического сознания с тем, чтобы убедить их в правильности и целесообразности тех или иных общественных идеалов или конкретных мероприятий, с тем, чтобы организовать их и побудить к определенным действиям» [Михайлов, 1968:174].

Публицистический стиль как функциональная разновидность современного английского языка находится в постоянном развитии. И развитие это не происходит обособленно. Все стили литературного языка подвергаются взаимодействию. Элементы разных стилей могут с равным успехом употребляться во всех стилевых направлениях. В таком случае они со временем теряют характерную стилистическую окраску и переходят в разряд нейтральных средств выражения.

Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на ее эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" [Знаменская, 2008:83]. К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность темы, освещаемой средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка. Таким образом, публицистический стиль является активным реципиентом элементов художественного стиля, которые делают особый акцент на экспрессивности и увеличивают тем самым силу воздействия на читателя. Разнообразные средства разговорной речи также употребляются в публицистических текстах, придавая им особую окраску. Такие категории, как логичность и точность изложения обеспечивают публицистическому стилю элементы научного и официально-делового стилей [Наер, 1981:24].

М.Н. Кожина отмечает: «Обычно считается, что публицистический стиль находится как бы на пересечении научного и художественного. Использует средства обоих стилей. Одни (передовые, теоретические, постановочные, научно-популярные статьи, обозрения, рецензии, интервью и т.д.) тяготеют к аналитико-обобщенному изложению и к характеру речи и стиля, близкому к научному, но с непременным публицистическим, экспрессивно-воздействующим и ярко оценочным моментом, другие (очерки, зарисовки, памфлеты, фельетоны) близки по стилю к художественным, однако также насквозь публицистичны» [Кожина, 1993:188].

Обращение публицистического стиля речи к средствам научной речи, проявляющимся не только в статьях, популяризирующих научные знания, но и в материалах, представляющих анализ и обобщение политических, социально-экономических и других проблем определяет еще одну его функцию - популяризаторскую. Задачей публицистических текстов часто является ознакомить читателя с новыми научными открытиями, последними изобретениями в области техники и т.д.

Что касается характерных черт стиля, то М.Н. Кожина выделяет такие черты, как информационность, воздействие на читателей, экспрессивность, намеренная выразительность, открытая оценочность речи, призывность, простота и доступность, массовый характер, а также собирательность, как выражение «духа коллективизма», подчеркнутая документально-фактологическая точность, сдержанность, официальность и обобщенный характер изложения [Кожина, 1993:214].

Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценочность, страстность, эмоциональность. Вопросы, которые поднимают журналисты, волнуют миллионы людей (экономическая политика государства, этнические конфликты, права человека и т.д.). Как отмечает профессор Г.Я. Солганик, «функция воздействия, важнейшая для публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности» [Вакуров, Кохтев, Солганик, 1978:179].

Информационная функция публицистического стиля обусловливает иные его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты. В.Г. Костомаров считает, что именно стандартизованность речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Причем обращение к языковым стандартам не только экономит усилия репортера, помогая ему оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уловить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта - важнейшая черта публицистического стиля. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты [Костомаров, 2005:76].

Итак, публицистический стиль занимает особое место в системе стилей современного английского литературного языка. Среди его функций наиболее значимыми являются информативная функция, функция воздействия и популяризаторская функция.

Данный стиль обладает разноплановым жанровым распределением, а также активно участвует во взаимодействии с другими стилями, перенимая их черты и средства выражения.

Значение публицистического стиля значительно увеличилось в последнее время с ростом количества и популярности печатных периодических изданий, несмотря на конкуренцию с другими видами средств массовой информации, такими как радио и телевидение. Это обусловило необходимость детального исследования в нашей работе газетно-публицистического подстиля.