logo
Факультативный курс английского языка

2.1 Организация факультативных занятий

Формирование групп факультативного курса желательно провести весной по результатам учебного года, с тем, чтобы в предстоящем году с самого начала можно было приступить к занятиям. В группе должно быть не менее десяти человек из одного класса или параллельных классов. Факультативные занятия должны включатся в расписание, и проводиться до или после уроков. Если условия позволяют, то возможен перерыв для обеда и отдыха школьников после уроков перед проведением факультативного занятия.

Факультатив проводится с 6-го класса по 11-й включительно по одному часу в неделю. Учащиеся могут, однако, включаться в группу, занимающуюся иностранным языком, в любом классе, т. е. и в 8-м, и в 9-м, и в 11-м.

Занятия в факультативном курсе отличаются по структуре и организации. Эти отличия состоят в следующем: во - первых, б более «свободном» построении и, во - вторых, в большей речевой направленности, поскольку специальная работа над языковым материалом минимальна и, следовательно, можно сосредоточится на устной речи и чтении. Вот примерное распределение времени на развиваемые виды деятельности: аудирование 10 мин, говорение 20 мин, чтение 15 мин. Могут быть занятия, посвященные либо устной речи, либо чтению. Тогда особую роль приобретает регулярность чередования.

Особенностью организации является также отсутствие оценок, выражаемых в баллах. Поощрением успеха учащегося, занимающегося в факультативе, может быть отзыв учителя, популяризация успехов в стенгазете, по радио, привлечение его в качестве помощника учителю к занятиям с отстающими в обязательном курсе и при проведении урока. Формой контроля работы группы могут быть регулярно проводимые отчеты в виде вечеров, олимпиад, конкурсов. Здесь факультатив смыкается с внеклассной работой по языку, являясь одним из ее каналов.

Следует сказать, что духу факультатива, помимо отказа от оценки в виде балла, соответствует уменьшение домашнего задания, демократический, а не авторитарный стиль работы учителя. Ведь учащиеся сами «идут навстречу» учению, которое учитель для них организует, поэтому домашние задания следует не предписывать, а советовать, предлагать так, чтобы учащийся сам ощутил в них необходимость, и не порицать за невыполнение задания, отнестись к учащемуся с пониманием. Выразив надежду, что он его выполнит.

В заключение подчеркнем мысль о том, что при наличии всех объективных данных для организации и проведения факультатива большое значение имеет пропаганда этого курса. Главная роль в пропаганде принадлежит хорошо налаженному обучению иностранному языку в рамках обязательного курса. Именно обязательный курс, его результативность для учащихся создает престиж предмету, что, в свою очередь, вызывает у учащихся, желание углубить и расширить свои знания этого предмета. Кроме того, следует прибегнуть и к наглядной пропаганде, как - то: стенная газета, в которой раскрываются возможности факультатива, периодическая информация о достижениях учащихся, работающих в факультативе и активно участвующих в олимпиадах, конкурсах и. т. п. Сюда же следует отнести выставки интересных материалов, созданных учащимися предыдущих выпусков: альбомы, пособия и. т. д. Использование возможностей факультатива создает условия для повышения эффективности изучения иностранного языка учащимися средней школы.