logo
Факультативный курс английского языка

Введение

Актуальность темы исследования. XXI век это - век образованных и оно требует от нас все большее знание. При этом становиться учеба все более трудным. Например, владение английским языком. Кем бы определенный человек ни работал, желательно, что бы он владел английским языком, то есть в наше время владения английским языком востребуем. Кроме того, в своем послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев сообщил, что при приеме на государственную службу новых работников должно стать обязательным требованием владение английского языка, а в будущем это требование уже станет обязательным. Это говорит о том, какую бы профессию в будущем школьник не выбрал, он обязательно должен владеть английским языком. Что бы хорошо владеть английским языком в школах лишь одних основных курсов не хватает, требуется дополнительные курсы. В таких ситуациях польза факультативных курсов английского языка много, так как факультативные занятия являются самой массовой формой, доступной для всех школьников. В свою очередь, факультативный курс по сравнению с основным курсом английского языка обладает некоторыми преимуществами: факультативные занятия позволяют учащимся убедиться в устойчивости своих интересов, глубже знать и критически оценивать свои возможности, то есть факультативные курсы расширяют и углубляют знания и умения, приобретаемые школьниками при изучении основного курса. Помимо того, они позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки. В рамках гуманизации образования, факультативные занятия способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Факультативные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. При этом форма организации занятий более свободна и предполагает в большей степени творческую активность учащихся. К тому же программы факультативных курсов не являются жёсткими и допускают коррекцию.

В программе факультативного курса по иностранным языкам сказано: «Факультативный курс иностранного языка является важной составной частью системы обучения этому предмету в общеобразовательной школе и тесно увязан с основным курсам». Изучение иностранного языка школьниками в обязательном и факультативном курсах может обеспечить им возможность лучше усваивать язык, читать и говорить на нем, а учителю - полнее реализовать практические, воспитательные, образовательные и развивающие цели в обучении своему предмету.

Факультативный курс также можно расценивать как один из способов практической профориентации, так как не разговоры о предмете «Иностранный язык», взвешивания «за» и «против» него, а непосредственное «погружение» в предмет является определяющим.

Точек приложения знания иностранного языка в настоящее время становится все больше. Авторы статьи «Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества» указывают на роль иностранного языка в современном обществе в сфере материального производства. Успешное развитие науки, техники, всех областей народного хозяйства невозможно без обмена информацией. Для этого нужны специалисты, владеющие хотя бы одним иностранным языком. Владение иностранным языком специалистами авторы рассматривают как экономическую категорию и важный резерв ускорения социально- экономического развития общества. Указывается также на роль знания иностранного языка в борьбе за мир как средства пропаганды. Показательна роль иностранного языка в формировании личности. Она действительно велика. Факультативные занятия увеличивают возможности этого предмета в развитии социально- активной личности.

Поскольку факультативный курс не обязателен для учащихся, рассмотрим, при каких обстоятельствах он может «состояться».

Факультативный курс возможен при высоком качестве преподавания иностранного языка и его авторитета в школе. В этом случае легко собирается группа желающих заниматься языком и со стороны администрации обычно препятствий не бывает. В группу входят учащиеся, побуждаемые разными потребностями в углублении знаний языка, в совершенствовании и умений им пользоваться. Среди них могут быть:

- «гуманитарии», которые увлечены языком, процессом овладения им как таковым; у них большое желание научиться пользоваться языком в чтении и в устной речи;

- технари». Сюда мы относим всех тех, для кого язык носит прикладной характер; он дает им возможность обращаться к литературе на изучаемом языке для расширения своих знаний в интересующих их предметах;

- учащиеся, собирающиеся связать свою будущую профессию с иностранным языком;

- школьники, которые любят песни на изучаемом языке, увлекаются джазом, рок- группами.

Такой контингент учащихся с высокой мотивацией учения может многого достичь в изучении языка и определяет высокие требования к содержанию, методике и организации факультативных занятий. Такая аудитория нуждается в ярком заинтересованном учителе. Ему нужно постоянно поддерживать свои профессиональные знания «на максимуме», чтобы сохранить и развить высокую мотивацию у учащихся. В результате на факультативных занятиях возникает атмосфера взаимного доверия и уважения между учителем и учащимися, которая особым образом тонизирует учение.

Само собой разумеется, что проведение факультативного курса предполагает оснащенность кабинета нужной аппаратурой в рабочем состоянии и наличие дидактико-методического фонда, позволяющего создавать атмосферу языка и стимулировать речемыслительную деятельность на основе эталонов. Заинтересованный в успехе учитель обычно имеет в своем кабинете интересные записи поэтических произведений, современных и популярных песен, набор диафильмов, диапозитивов и, конечно, книги для чтения, разные по жанру и градуированные по трудности. Разумеется, современное оснащение кабинета, и наличие материалов для его использования требует от учителя хорошо развитых умений обращаться с ТС.

Тема курсовой работы была выбрана исходя из того, что факультативные курсы имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

В работе рассмотрены основные цели и задачи, внеклассных мероприятий, методика их проведения, требования к ним, а также современные методы и средства в проведении факультативных занятий.

Предмет исследования - факультативные курсы по английскому языку, содержание, методы, формы, средства изучения для учащихся младших, средних и старших классов средней школы.

Цель настоящего исследования - обосновать целесообразность проведения факультативного курса по английскому языку.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть факультатив как форму работы учащихся;

- описать принципы построения факультативной работы в средней школе;

- разработать методические рекомендации относительно изучения основных вопросов факультативного курса.