Внетекстовые ряды к заглавиям, содержащим названия насекомых

курсовая работа

Введение

Всё чаще заглавие привлекает внимание исследователей. И это во многом обусловлено его уникальным положением в тексте, и многообразием его функций. Одной из главных особенностей заголовка является его положение: между текстом и внеположенной ему действительностью. Таким образом, одной своей стороной заглавие соприкасается с внетекстовой реальностью, а другой - с самим текстом. Благодаря этой особенности, заглавие служит соединительным звеном между текстом и миром, находящимся за пределами текста. Заглавие усложняет семантическую структуру текста, привнося дополнительные смыслы из внетекстовой действительности. На основе заглавия создается читательская установка на понимание данного конкретного текста, а также задаются условия его прочтения. Сопрягая текст с внеположенной ему реальностью, заглавие может отсылать нас к самым разным её сферам.

Именно они и являются предметом моей работы. Цель моей работы рассмотреть вариацию интерпретации заглавия, каким-либо образом относящегося к насекомому.

В качестве объекта для работы я выбрала несколько произведений, в заглавии которых присутствует название насекомого. Это "Муха" Иосифа Бродского, "Муха-цокотуха" К.И. Чуковского, "Пчела и мухи", "Пчёлки на разведках" и "Паук" К.Д. Ушинского, "Мух и муха" Владимира Гоммерштадта, "Муха" А.Я. Швец, "Муха-разведчица" Галины Степановой, "Муха и пчела", "Стрекоза и муравей" и "Муравей" И.А. Крылова, "Мудрость паука" Филиппа Андреева, "Пчёлки" Эдуарда Снежина, "Городской муравей" Вениамина Ленского и "Бабочки" Набокова.

Эти произведения выбраны мною в качестве объекта для работы, потому что все эти заглавия, собранные вместе, и разделённые на группы по принципу содержания в них названия определенного насекомого, позволяют выявить типичные для таких заголовков внетекстовые ряды и выделить основные виды интерпретации читателей по отношению к таким заглавиям.

Для того, чтобы рассмотреть внетекстовые ряды определенных заглавий, необходимо сначала обратиться к понятию заглавия, а также к проблеме отношения заглавия к внетекстовой реальности. Что я и сделала, обратившись к диссертации Н.А. Веселовой "Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика".

Актуальность данной работы состоит в том, чтобы показать как читатель может проинтерпретировать заглавие в зависимости от его уровня знаний, культуры, мировоззрения, и какие смыслы заглавие может привнести в текст через сопоставление с внетекстовой реальностью.

Задачами моего исследования являются:

1. нахождение всех (насколько это возможно) значений, что отличаются касательно названий насекомых, присутствующих в заглавиях, которые я выбрала в качестве объекта исследования.2. выявление основных значений, которые может использовать читатель при интерпретации данных заглавий.3. Разделение найденных значений на группы.

Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав, первая из которых с подразделами, и заключения.

Делись добром ;)