Введение
В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка - его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить "ситуативную грамматику", которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка.
Характер навыков общения, входящих в коммуникативную компетенцию и отличающихся от знания собственно языка, можно проиллюстрировать на примере так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации.
Жизнь индивида как члена общества начинается с освоения ролевого поведения в первичной группе, семье, в которой он родился и воспитывается; отсюда начинается процесс его социализации - вхождения в общество, в котором ему предстоит жить и действовать. Социализация - это процесс, в ходе которого индивид последовательно входит во все новые для себя группы и усваивает, интернализует все новые роли. Усвоение языка, используемого в данном обществе, и правил его применения в соответствии с исполнением тех или иных социальных ролей является частью этого процесса и называется языковой социализацией.
Объектом данной работы можно назвать характеристику владения индивидов языковыми навыками с точки зрения социолингвистики. Предметами работы являются:
Ш условия формирование навыка владения языком;
Ш аморфность или изменчивость этого навыка;
Ш компоненты языковой способности;
Ш уровни владения языком;
Ш социальные роли и статусы, в которых проявляется языковой навык.
Мы можем определить, что цель данной работы состоит в том, чтобы выявить социолингвистическую проблемы владения индивидов навыками языка. Из этого следует, что задачами можно назвать следующие:
Ш выявить круг основных проблем социолингвистики;
Ш определить понятие "владение языком", а также его компоненты и характеристики;
Ш рассмотреть уровни владения языковым навыком;
Ш назвать социальные роли, в которых выражаются языковые навыки;
Ш сделать выводы о сущности владения индивидов языком как одной из проблем социолингвистики.