logo
Вербализация концепта "любовь" в поэзии Серебряного века

Введение

Проблемы исследования процессов концептуализации и категоризации действительности были и остаются актуальными для лингвистики. Одним из сложнейших и до сих пор не решённых вопросов является описание концепта, признанного учёными основной формой категоризации знания и главным средством концептуализации действительности. Проблемам изучения природы концепта посвящены труды как зарубежных, так и отечественных учёных: Ю.С. Степанова [1], Л.В. Миллер [2], Р.И. Павилёниса [3], Д.С. Лихачёва [4],Н.Д. Арутюновой [5], Е. С. Кубряковой [6], А. П. Бабушкина [7], 3. Д. Поповой, И. А. Стернина [8], В. В. Колесова [9, с.107],Ч. Филлмора, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова, В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б. Уорфа, Дж. Лакоффа, М. Минского и многих других. На многие из вышеперечисленных работ мы будем опираться при написании дипломной.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении языка как лингвокультурного семиотического концепта, осмысление литературы и культуры через призму гендера ценный материал как для литературоведения, культурологии, так и для гуманитарных наук в целом, однако лишь только в 80-е годы подобного рода исследования стали восприниматься как более или менее единый комплекс (постструктуралистский в своей основе), наиболее приемлемый для анализа "знаковости женского сознания" и тех средств, при помощи которых эта "знаковость" находит свое выражение в литературе. Несмотря на то что существуют попытки обоснования необходимости гендерных исследований в гуманитарных науках [10], они не нашли еще широкого применения в отечественном литературоведении, поэтому данная проблема остается актуальной и требует своего осмысления.

Гендерные исследованияв литературоведении весьма перспективная область исследований. Гендерная поэтика это часть исторической поэтики, разработка которой стоит в ряду первостепенных задач современной науки о литературе. Предметом данного вида поэтики является гендер, который выступает не в качестве биологического пола, а как совокупность социальных репрезентаций, "культурная маска пола" в границах тех или иных социокультурных представлений, закрепившихся в данном обществе. В соответствии с данным подходом гендер рассматривается как важный концепт литературы и предстает как измерение социальных моделей поведения, укорененных в данном типе культуры.

Многие исследователи обращались к изучению концепта" любовь" как семантической модели художественной картины мира. Среди них В.А. Луков, Вл.А. Луков [11], Е.В. Баканова [12], Т.В. Михайлова, А.В. Михайлов [13], Р.Г. Апресян [14], М.И. Жук [15], В.И. Коваль [16] и другие.

Актуальность данного исследования объясняется необходимостью углубленного изучения способов концептуализации в художественной картине мира в рамках когнитивной лингвистики.

Темой данной дипломной работы является "Вербализация концепта "любовь" в поэзии серебряного века. Термин серебряный век, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначает искусство (прежде всего, литературу России рубежа 19-20 вв. или начала 20 в.). Выражение было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом, соотнесено с выражением "золотой век", которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века.

В русской литературе сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от К. Бальмонта, А. Брюсова, А. Блока и А. Белого до Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) [1, c . 155].

Н. Гумилев и А. Ахматова являются ярким представителями поэзии серебряного века, поэтому для выявления особенностей вербализации концепта "любовь" их поэзия является наиболее подходящей. Выбор для изучения лексем с указанным значением, употребляемых в лирике именно этих авторов, не случаен. Любовь в поэзии Н. Гумилева это прежде всего страстное чувство, в котором есть черты "поединка рокового". Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета. Образ Ахматовой звучит в стихотворениях: "Из логова змиева", "Она", "Укротитель зверей" и многих других.

Лирика же, будучи тем родом литературы, объектом в котором является внутренний мир человека, а основным содержанием переживание (то есть мысли, чувства, настроения), и благодаря которому поэт может достичь значительной смысловой сгущенности и эмоциональной насыщенности даже в минимальном контексте, позволяет наиболее тонко и точно выразить любовное чувство.

Интересным представляется сопоставление мужской и женской лирики с целью выявления возможных сходств и различий в употреблении концепта "любовь".

Таким образом, выбор творчества поэтов серебряного века для исследования в аспекте, заявленном темой данной работы, является обоснованным.

Изучение ключевых в лирике поэта лексем позволяет не только определить закономерности и особенности их организации и функционирования в произведениях автора, но является важным и для исследования личности и творчества поэта в целом, так как углубляет существующее представление об его мировоззрении, способствует пониманию своеобразия его стиля, его творческой индивидуальности, позволяет выделить основные свойства его поэзии. В связи с этим данная тема также представляется актуальной для изучения.

Основная цель данной дипломной работы: выявить особенности вербализации концепта "любовь" и закономерности функционирования лексики, выявляющей данный концепт, в художественном тексте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть концепт как лингвистический термин и как лингвокультурологическую категорию;определить и описать концептуальные признаки;

проанализировать понятия "концепт", "гендерная лингвистика", исследовать проблему их определения в теории языка;

проанализировать категорию "гендер" и рассмотреть ее влияние на ассоциативную реализацию концепта "любовь" в эмоционально-экспрессивном аспекте художественной литературы;

определить состав и структуру концепта "любовь";

выявить особенности функционирования концепта "любовь" в лирике поэтов.

В работе использована методика анализа, принятая в когнитивной и гендерной лингвистике